Электронный Научно - Информационный Журнал Системное Управление. Проблемы и Решения
 

Концентрация власти

Выпуск 2

Никаноров С.П.

1. Властные отношения

Властные отношения – вид субъект-субъектных отношений, существующих в обществе или организации, с помощью которых создается (или ликвидируется) взаимодействие людей для достижения некоторой цели.

Условием существования властных отношений является наличие неких внешних объективных или иносубъектных ограничений на жизнедеятельность субъектов. В отсутствие таких ограничений власть неосуществима.

В обществе (организации) не существует элементов, аспектов или частей, в которых не присутствовали бы в той или иной форме властные отношения, поскольку в обществе не существует неограниченных элементов, аспектов, частей, то необходимое условие существования властных отношений тем самым обеспечено.

Условием процесса создания всякой организации и любого типа управления ею являются актуально существующие властные отношения.

Властные отношения устанавливаются между властвующими субъектами (“носителями власти”), далее коротко называемыми власторами и подчиненными им (“властвуемыми”, “подданными”) субъектами, далее властантами. Власторы и властанты называются субъектами властных отношений. Понятия властора и властанта относительны: властор в одном аспекте сам может выступать как властант в другом аспекте, подчиненный другому властору и наоборот. Теоретически возможна ситуация и полностью симметричных властных отношений.

Совокупность всех субъектов властных отношений, действующих в данном обществе, и связей между ними (“собственно властных отношений”) называется системой власти.

В каждый данный момент в обществе существует конкретная реализация (“форма”) системы власти, которая представлена:

(1) номенклатурой элементов, аспектов и частей общества, охватываемых данной системой власти;

(2) номенклатурой субъектов властных отношений;

(3) распределением власторов и властантов по элементам, аспектам и частям общества.

Формы власти в обществе перманентно изменяются. Изменения в п. (3) называются перераспределением власти , а изменения в п. (2) – реорганизацией системы власти.

Формой закрепления и представления властных отношений являются правовые отношения. Любые отношения в обществе (экономические, научные, семейные и др.), на которые распространены властные отношения, существуют только в правовой форме.

Властные отношения, реализованные на отдельных элементах, на аспектах и на частях общества (организации) называются частными властными отношениями .

Властные отношения эффективны, если созданная на их основе организация коллективной деятельности и управление этой деятельностью обеспечивают достижение целей субъекта властных отношений.

Организация коллективной деятельности и управление этой деятельностью могут происходить без явного установления властных отношений, но при обязательном наличии скрытых (латентных) форм властных отношений (“сила привычки к порядку”, “работали дружно” и т.п.). Институционализация властных отношений не является обязательным условием их функционирования.

Властью называется свойство властора устанавливать необходимый ему тип поведения властанта.

Масштабы власти (властора) определяются объемом элементов, аспектов и частей общества, охватываемых властным отношением.

Силой властора называется степень соответствия поведения властанта требованиям властора.

Система власти, зафиксированная в юридической форме правовых отношений по поводу власти, называется номинальной. Система власти, которая действительно осуществляется, называется фактической.

Между номинальной и фактической системами власти всегда имеется большее или меньшее различие.

Если фактическая власть по масштабу или силе превышает номинальную, то говорят об узурпации власти, если номинальная власть превышает фактическую, то говорят о том, что власть не используется.

Власть обладает:

•  свойствами вещи: ее можно “приобретать”, “делить”, “использовать”, “терять”, “разрушать”, “спасать”;

•  свойствами процесса: она может быть “устойчивой”, может “укрепляться” или “ослабевать”;

•  свойствами живого существа: быть “ранней”, “зрелой”;

•  свойствами человека: быть “разумной” или “эгоистичной”.

Субъекты властных отношений реализуются только в субстратных ( персонифицированных или групповых, социальных) формах. Типы отношений между лицами (персонами) и субъектами представляют полное разнообразие ситуаций один/много, т.е., одно лицо может выступать (являться) властором, одно властантом (“начальник-подчиненный”); один может властвовать над группой лиц (“менеджер проекта”); несколько лиц властвовать над одним лицом (“орган опеки”); группа лиц может являться властором группы лиц (“коллегия” или “политбюро”).

Персонификация властных отношений заключается в установлении соответствия между субъектами властных отношений и физическими лицами или группами лиц.

В обществе (организации) одновременно реализуются и развиваются различные системы власти. Одно из ключевых отношений между различными системами власти определяется наличием общих персонификаций субъектов властных отношений, т.е., одно и то же лицо или группа лиц могут выступать (являться) власторами или властантами нескольких аспектных властных отношений.

Установление властных отношений является основной целью политических сил в обществе (организации). Политические силы проводят (более или менее последовательно) некоторую политику. Конкретная форма системы власти является отражением сложившегося баланса политических сил, той или иной эффективности проводимых политик.

Однако, любая последовательно проводимая политика рано или поздно становится неэффективной (“заходит в тупик”). Это является фундаментальным следствием того, что социальное развитие лишь частично контролируется обществом. Возникающая неэффективность властных отношений может быть стимулом для смены системы власти, что становится целью политической борьбы.

Персонификация властных отношений в этих условиях может становиться стимулом сохранения власти ради власти, личной борьбы физических лиц (или групп) “за власть”, которая может не иметь политического содержания (смена субстрата власти, но не системы власти и не политики).

Функционирование лица или группы в качестве властора предъявляет специфические требования к физическим и/или психологическим характеристикам лица или группы. Эти требования зависят от состояния социальной среды, в которой предполагается установить, сохранить, укрепить или расширить властные отношения. При острой политической борьбе требования настолько высоки, что редкие лица или группы способны удовлетворить таким требованиям. В условиях привычной покорности властанта, власторами могут стать (“преемственность власти”) лица или группы с характеристиками ниже средних.

Субъектностью властора называется наличие у него властных интересов (а не логики функционирования и развития сферы деятельности, охватываемой данными властными отношениями) и властных возможностей (а не возможностей, ресурсов сферы деятельности, охватываемой данными властными отношениями). Например, подавление неподчинения властанта путем манипуляций со сферой деятельности есть выражение субъектности властора.

При установившихся властных отношениях функционирование сферы деятельности может осуществляться как привычка, без явной демонстрации наличия властных отношений. Это может вести к ощущению безвластия, что чревато деградацией или неконтролируемой трансформацией системы власти. Поэтому властные отношения должны манифестироваться как таковые, а не только как условие организации и управления.

Социальной функцией власти является созидание социально-значимых целостностей.

Как и любой аспект общества, властные отношения могут обособляться от своей социальной функции. В этом случае возникают социальнопаразитические формы властных отношений (которые при этом, естественно, должны быть личностно - эффективными).

Установление, сохранение и расширение властных отношений могут приводить к деформации личности и физических характеристик властвующего лица, со всеми вытекающими отсюда последствиями для собственно властных отношений.

Конкретная система власти всегда имеет размытые границы действия ее властных отношений. Поэтому понимание положения этих границ и манифестация власти вблизи границ может быть важным средством сохранения властных отношений.

Поскольку любая политика рано или поздно заходит в тупик, для сохранения, укрепления и использования власти важное значение имеет чувство “отпущенного времени” и приведения властных целей в соответствии с меняющимися обстоятельствами.

В общественных отношениях значительную, иногда решающую, роль играют иррациональные процессы (мистификация, мифологизация), а также стихийно формирующиеся рациональные процессы (синкретические идеологии), которые могут быть важным фактором установления властных отношений и их персонификации. В конкретной ситуации успех может зависеть от эффективного соотношения иррациональных и рациональных форм.

Институционализация властных отношений в крупных организациях и обществе в целом неизбежно приводит к деформации фактических властных отношений. Наличие таких явлений указывает на отсутствие (или неэффективность) властных отношений, контролирующих деятельность исполнительных органов.

Психологические срывы лиц, играющих роли властора или властанта, расшатывают систему власти. Поэтому известно, что “владение собой является условием владения другими”.

Потеря властных отношений в какой-либо области, контролируемой властором, приводит не только к нарушению деятельности как таковой, но и к установлению власти властантов над властором (например, подчиненные, манипулирующие слабым начальником).

Конкретная система власти проходит жизненный цикл, включающий:

•  возникновение в некоторой сфере наличной или требуемой деятельности ситуации, допускающей или требующей установления в ней властных отношений (наличие ценностей и связей между ценностями и внешними условиями существования ценностей, а в более общем смысле, как говорилось выше, наличие ограничений);

•  определение необходимости властных отношений;

•  самоопределение или определение роли властора в данной области;

•  самоопределение или определение физического лица (или группы лиц) на роль властора;

•  выбор формы властных отношений (институциональная или нет, и др.);

•  персонификация властора (субъектов властных отношений);

•  введение в действие властных отношений в сфере деятельности;

•  контроль эффективности властных отношений, поддержание, и, если необходимо, расширение властных отношений;

•  функционирование властных отношений в интервале допустимых условий;

•  разложение (деградация) властных отношений (переход в традицию или привычку, обособление – паразитизм, подрыв и др.);

•  исчезновение конкретной системы власти и модификация властных отношений.

2. Задача концентрации власти, условия и методы ее решения

Концентрация власти является одной из форм установления власти.

Под концентрацией власти здесь будут пониматься процессы:

(1) сужения номенклатуры власторов в данной области;

(2) сужения круга лиц, персонифицируюшего властора в данной области;

(3) расширения масштаба или увеличения силы властора.

Задача концентрации власти нередко встает перед актуально существующими власторами. Её решение возможно при наличии определённых условий.

Условия концентрации власти состоят в следующем. Властные отношения могут быть установлены, поддерживаться и укрепляться только в обществе, где:

•  между членами общества и/или между членами общества и условиями их существования имеются связи;

•  эти связи потенциально отторгаемы от членов общества;

•  функционирование этих связей является ценностью для членов общества или организации.

Если таких связей нет и/или они не отторгаемы, и/или их функционирование не является ценностью, то властные отношения в таком обществе (организации) не могут быть установлены.

Если условия существуют, то концентрация власти осуществляется путем насильственного или взаимосогласованного отторжения от подчиняемых субъектов (властантов) ценностно-значимых для них связей и последующего полного или частичного их предоставления (возможно, вместе с выгодой) властору в обмен на общее или специальное подчинение (согласиться стать подданным короля, т.е. платить дань в обмен на безопасность, которую обеспечивает король феодалу).

Эта общая формула концентрации власти, чтобы быть эффективной, должна быть конкретизирована, что требует как знания атрибутов властных отношений, так и фактических их значений в данной конкретной социальной среде и данной конкретной ситуации.

В разделе 1 атрибуты властных отношений были постулированы на родовом уровне. Установление значений этих атрибутов является следствием наблюдательности, аналитического ума, интуиции лица или группы, претендующих на расширение роли властора. Симптомы, позволяющие облегчить и сделать более надежной эту работу, могут быть установлены, а аналитические службы могут провести необходимые вспомогательные исследования. Однако только личные качества лица или группы, играющих роль властора, могут позволить решить эту задачу практически.

3. Основания видообразования властных отношений

Установление, поддержание, расширение и усиление властных отношений эффективно только в том случае, когда эти операции выполняются сторонами властных отношений предельно конкретно. Это требование может быть удовлетворено, если корректно разработано родовое определение властных отношений, вариант которого представлен в разделе 1, и если разработан и актуально используется механизм видообразования властных отношений. Идеалом является полное перечисление всех возможных форм властных отношений, что в настоящее время (без фундаментально поставленной концептуализации этой предметной области), по-видимому, невозможно.

В настоящем разделе кратко рассматриваются некоторые основания видообразования властных отношений и наводящие соображения. Для видообразования могут быть полезны как формальные (по признакам формы), так и содержательные (по признакам сущности) различения. Формальные различения могут быть сделаны по любому атрибуту родового определения властных отношений.

По способу прихода к власти – лицо “приходит” к власти законным путем через: избрание, выдвижение, назначение, а незаконным путем – через “захват власти”.

По отношению к контролируемой сфере объем властных отношений может быть единичным, частным, общим, тотальным.

По операциональному статусу виды власти могут быть определены как: реальная, декларируемая, номинальная, формальная, существующая по инерции.

По сферам властных отношений (аспектные власти): политическая, экономическая, государственная, научная, культурная, семейная, клановая.

По механизмам реализации власти: принуждение, убеждение.

Формы персонификации власторов: отдельное лицо, группа лиц, все лица, действующие в подвластной области.

Формы осуществления властных отношений:

– прямая (субъект с субъектом),

– институционализированная (через аппарат).

По видам источников власти: харизма, обаяние носителя власти, авторитет носителя власти, традиция, обычай, привычка, закон, насилие.

По масштабу и силе властных отношений: абсолютное безвластие, частичная власть, абсолютная власть.

По состоянию подвластной социальной среды: установившиеся общественные отношения, устанавливающиеся общественные отношения, нестабильные, конфронтационные общественные отношения.

По характеристике политических сил, стремящихся к власти: консервативные, прогрессивные.

По отношению фактической и номинальной власти: фактическая, частично соответствующая (но не "дотягивающая" до номинальной), фактическая, полностью соответствующая номинальной, фактическая, выходящая за рамки номинальной.

Достоинство введенных формальных оснований различения заключено в их очевидности, отсутствии каких-либо требований к профессиональной культуре.

Недостаток (иногда скрытый) заключен в:

•  нетаксономичности (отсутствии явно заданных оснований различения) отдельных классов различения;

•  неопределенности номенклатуры оснований различения;

•  неопределенности взаимоотношений приведенных оснований различения.

4. Виды использования власти

4.1. Рациональное использование власти

•  Инициативное.

•  Для усиления власти (власть – самоцель).

•  Для решения задач в сфере деятельности (власть – средство): реализация идеи, реализация принципа, реализация веры, реализация цели, реализация морального долга, данного слова, обязательства, ответ на изменившиеся обстоятельства.

•  Вынужденное (реализация внешнего приказа).

4.2. Иррациональное использование власти

Как следствие неконтролируемых психических процессов лица, играющего роль субъекта властных отношений, аффекта (гнева, ярости), депрессии, чувства (страха, радости), стресса (потери контроля над собой), нерефлексируемой привычки, традиции, обычая.

4.3. Смешанные виды использования власти

•  Синкретическое использование власти (смешение разных “логик”, непоследовательность).

•  Смешение рациональных и иррациональных видов использования власти.

Независимо от того, заданы ли основания видообразования эмпирически, путём выделения классифицирующих признаков или же развернуты теоретические основания видообразования (типология), виды (с точностью до независимости сделанных различений) образуются прямым комбинированием всех значений по всем основаниям. Очевидно, что получаемое при этом разнообразие видов властных отношений будет колоссальным. Практик должен вначале получить ясное представление о масштабах этого разнообразия, а затем и о формах и методах работы с “конкретным” в контексте этого разнообразия.

 
© МФТИ
© МЭРТ
© НП Аналитический центр "Концепт"
Сайт разработан:
"Golden CMF" ™ - 2energies ©

Издательство «Концепт» Москва 2004
Дата последней редакции: 16.10.2009

ГЛАВНАЯ   |   ПУБЛИКАЦИИ   |   РУБРИКАТОР   |    АВТОРСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ   |   О ЖУРНАЛЕ   |   УЧРЕДИТЕЛИ