Электронный Научно - Информационный Журнал Системное Управление. Проблемы и Решения
 

История разработки и применения метода комплексирования частных концепций и системы КУРС

Выпуск 4

Никаноров С.П.

Настоящая статья не имеет целью проанализировать и оценить идею метода комплексирования частных концепций, системы КУРС и их применения. Цель состоит только в том, чтобы установить факты истории возникновения и развития идей и конструктивных форм применения. Она основана только и исключительно на источниках (см. список публикаций и научно-технических отчетов по рассматриваемой проблеме в конце статьи; этот список по состоянию на март 1995 г. представляется исчерпывающим). К сведениям, почерпнутым из источников, добавлен комментарий, поскольку идея комплексирования частных концепций выдвинута и разработана автором данной статьи, который являлся также руководителем научно-исследовательских работ, в которых разрабатывался и использовался рассматриваемый метод, а также соавтором в публикациях.

В статье принята следующая система ссылок. Введены две категории объектов ссылок:

  • источники, которые содержат факты, относящиеся к предмету статьи,
  • литература, знакомство с которой желательно для понимания статьи.

Источники разбиты на "публикации" и "отчеты". Ссылки на публикации обозначаются [А№], а на отчеты [Б№], где № - порядковый номер в соответствующем списке.

Ссылки на литературу обозначаются [№], где № - порядковый номер в списке литературы.

В 1963-1967 г.г. была проведена разработка аванпроекта и технического проекта Системы управления разработками (сокращенно - СУР)[1]. В эти годы необходимость создания мощных методов проектирования таких систем стала очевидной. Проведенные в 1967-1969 г.г. работы позволили определить направления исследований, позволяющих решить эту проблему. После того, как в 1969-1970 г.г. удалось построить теоретико-множественное определение понятия "техническая система" [2,3], стало ясно, что создание искомых методов проектирования систем организационного управления зависит только от обеспечения работ и технической базы.

Параллельно с нашими работами ту же проблему решали другие исследовательские группы в СССР (в Ленэлектронмаше Минприбора СССР - "СМО-проблема"; в ЦНИИТУ Минприбора СССР - "МАРС") и в США (системы SAGE и LAMBDA). Это позволяло говорить о целом новом направлении в совершенствовании организационного управления, обладающим значительными возможностями. Но одновременно стало ясно, что и как со стороны разработки, и со стороны применения этих новых методов следует ждать серьёзных трудностей. Поэтому произошла дифференциация методов создания автоматизированных систем организационного управления на такие, которые призваны обеспечить механизацию существующей управленческой практики, и такие, которые направлены на качественное улучшение управления.

Появившаяся в этот же период методология системного анализа заставила дифференцировать методы совершенствования организационного управления на такие, которые направленные на решение определенных проблем организаций, вообще говоря, жизненно важных, и на направлены на "совершенствование" каких-либо аспектов деятельности организаций безотносительно к её проблемам.

Возникшее разнообразие создавало для разработчиков систем организационного управления ситуацию, требующую выбора. Положение ещё осложнялось тем, что советские организации имели большую историческую задолженность в обычных методах совершенствования организации и управления ("научная организация труда", "системы и процедуры", "анализ стоимость-эффективность" и многое другое), которые нередко выступали как предпосылки создания автоматизированных систем управления.

Становилось ясно, что для конкретной организации должна создаваться своеобразная программа развития, учитывающая её объективные и субъективные потребности, внутренние и внешние факторы возможности. Одним из условий разработки такой программы была способность квалификации состояния организации как объекта совершенствования. Представлялось, что средствами для такой квалификации может служить разнообразие теоретико-системных классов, содержавшееся в фундаментальной статье К. Боулдинга [4], а также появившиеся в 60 - 70-х годах многочисленные классификационные системы.

Эта точка зрения заставила различить теоретический норматив (класс систем), метод (используемые технические и другие средства) и подход (деятельность по преобразованию организации), а программу развития организации выразить в терминах применяемой к ней последовательно-параллельной совокупности разнообразных подходов [A1].

Первая попытка практического применения описанных представлений была сделана в работе [Б1].

По мере продвижения разработки метода концептуального проектирования систем организационного управления и осознания его возможностей проблема выбора подхода к совершенствованию организаций и управления представлялась все более острой и болезненной.

В техническом проекте АСП СОУ [5] разработке программ развития и совершенствования организаций посвящена специальная книга (том 5, книга 2), однако в ней внимание уделено условиям подъёма организации по ступеням совершенствования, в частности, перехода из одного системного класса в другой.

Вторая попытка систематического применения изложенных идей была сделана в 1979 году в детально разработанной работе [Б2]. В ней впервые был применен процесс "укладки" подходов (называвшихся теперь "частными концепциями") в жизненные циклы факторов необходимости и возможности, согласованный с процессом упорядочения концепций по отношению "быть условием для". В ней также были предложены феноменологические описания классов систем, использовавшиеся для идентификации состояния организаций.

Наконец, в цикле работ 1983-1986 г.г. сформировавшийся в двух предыдущих работах "метод комплексирования частных концепций" был применен для разработки комплексной программы совершенствования организации, методологии и экономики проектирования и инженерных изысканий. Предварительные результаты представлены в работах [Б3,Б4,Б5,Б6], а итог всей работы в [Б7,Б8,Б9]. На основе проведенных работ были подготовлены публикации [A2,A3,A4,A5,A6 и А7]. В этом цикле работ как сам метод, так и приёмы его применения были существенно развиты. "Ручные" процессы укладки частных концепций в жизненные циклы факторов были заменены на машинные. Детально разработаны формы работы со специалистами-носителями частных концепций ("идеологами"). Разработаны формы документов и процедуры. Созданы математические основы метода. Все это позволило поднять статус метода, определив его как "систему управления развитием" и присвоив ему название "система КУРС" - комплексного (или коллективного) развития систем. Значительным достижением явилось также новое понимание роли теоретико-системных классов как средства идентификации состояния организации. В. Ф. Криворотов, участвовавший в этих работах, изучивший в тот период "Науку логики" Г. В. Гегеля и другие подобные источники, предложил рассматривать иерархию системных классов, построенную в духе К. Боулдинга, как эволюционный ряд. Он разработал схему теоретико-системных классов, включающих 27 классов, разбитых на 3 группы по 3 триады классов каждая. Эта схема оказала влияние на проводившуюся параллельно теоретизацию психологии личности и впервые была закреплена в [A16]. Обобщение этой схемы и широкое приложение её к комплексу предметных областей позволило его соавтору разработать теоретическую онтологию [9]. Однако эти идеи в прикладных работах не нашли пока равноценного применения.

Работы 1983-1986 г.г. проводились с участием профессиональных социологов, работавших на Социологическом факультете МГУ. Это позволило по новому взглянуть на предмет и сложившийся инструментарий социологических исследований, ориентировав их на глубинные знания экспертов [A8, A15].

Как следствие проведенных работ по развитию проектно-сметного дела возникли предложения, относящиеся уже к капитальному строительству в целом [A9].

Накопленный опыт, рассредоточенный по публикациям и отчетам был впервые суммирован в работе 1988 года [A10].

Впервые вопрос о применении метода комплексирования частных концепций к переходу народного хозяйства на концептуально-ориентированные формы, то есть к той задаче, ради которой он первоначально и был разработан, изложен в работах [A11,A13,A14].

Первый доклад с сообщением о методе комплексирования частных концепций на международном уровне был сделан в 1989 году [A12]. В серии прикладных работ [Б10,Б11,Б12,Б13,Б14 и Б15] были продолжены усилия по разработке метода комплексирования частных концепций и приложению его в различных формах к разным областям промышленности.

Существенно новым объектом для применения метода комплексирования частных концепций стала программа гуманитаризации высшего негуманитарного образования в вузах РСФСР [Б16], а также программа гуманитаризации образования Московского физико-технического института [Б17].

Накопившийся опыт формирования перечней частных концепций и их упорядочения заставил осознать, что наряду с методом получения частных концепций путем выявления их носителей (экспертов-идеологов), необходимо использование методов дедуктивного формирования структурированных разнообразий частных концепций. Потенциально эта идея содержалась уже в идентификации состояния организации как интерпретации теоретико-системных схем. В ряде работ попытки неформального перечисления альтернативных частных концепций уже применялись. В частности, это делалось в работах [Б16, Б17]. Как промежуточный шаг к решению этой проблемы использовалось "коллекционирование" частных концепций, часть которых принадлежала экспертам, а часть определялась из соответствующих схемных предположений [Б18]. Концепция, приведенная в этой работе была опубликована в [A17].

Определенное влияние идеи метода комплексирования частных концепций оказали на проводившиеся нами работы по теоретизации психологии личности [A16], в рамках которой были проработаны приемы операционной и концептуальной интеграции частных психологических концепций.

Исходя из того, что метод комплексирования частных концепций имеет, возможно, широкое в различных формах и универсальное значение, была предпринята попытка концептуализации его основных отношений [6]. Эта попытка была предпринята в работах по концептуализации развития. Почти одновременно в работе [7] была предпринята попытка экспликации развития, основанная на понятии "целеустремленная система", разработанном в [8]. Поскольку понятие "целеустремленной системы" фиксирует преформистскую точку зрения на развитие ("стремление к идеалу"), а метод комплексирования частных концепций опирается на эпигенетические представления о развитии, было запланировано соотнесение обоих концептуальных схем, чтобы создать конструкцию, позволяющую считать преформизм и эпигенез относительными.

Идущая от метода комплексирования частных концепций тенденция рассматривать материальный мир человека как фазу материализации идей, соответствующая трактовке понятия "идеальное" Э.В.Ильенковым, усилила внимание к жизненному циклу идей, и, в конце концов, привела к формированию понятия "идеоцикла", нашедшего применение во многих прикладных работах.

Список источников к истории разработки и применения метода комплексирования частных концепций и системы КУРС.

А. Публикации

А1. Никаноров С. П. Методы создания систем организационного управления - история и перспективы. Труды Х111 международного конгресса по истории науки. Секция 1а.- "Наука".- М. Наука 1974. С. 118-120

А2. Иванов В. Г., Криворотов В. Ф., Малиновская Е. В., Никаноров С. П. Комплексирование концепций как метод построения целевых комплексных программ без априорно задаваемых целей //Программно-целевой метод: проблемы развития и освоения: Кр. тезисы к Всесоюз. симпозиуму (Свердловск, 4-6 окт. 1983 г.) - Свердловск, 1983. - ч. 1. - С. 122-129.

А3. Комплексный метод и механизм оценки научно-технических идей и предложений по совершенствованию проектно-сметного дела /Разработчики: Иванов В. Г., Криворотов В. Ф., Малиновская Е. В., Никаноров С.П. / ЦНИИпроект Госстроя СССР. - М., 1983. - 1 с.

А4. Иванов В. Г., Криворотов В. Ф., Малиновская Е. В., Никаноров С. П. Комплексный метод анализа и оценки научно-технических предложений (обоснование, содержание, применение) //Совершенствование организационно-экономического механизма управления наукой в условиях интенсивного развития: Темат. сб. науч. тр. / Ин-т экономики АН СССР - М., 1983. - С. 102-118.

А5. Криворотов В. Ф., Малиновская Е. В., Никаноров С. П. Экспериментальный вариант комплексной концепции совершенствования проектно-сметного дела //Вопросы экономики и организации управления в проектировании: Сб. науч. тр. /ЦНИИпроект Госстроя СССР. - М., 1985. - Вып. № 12. - С. 83-90.

А6. Никаноров С. П. Методические вопросы разработки комплексной программы совершенствования проектно-сметного дела //Теоретические и практические вопросы совершенствования экономического механизма управления проектированием: Сб. науч. тр. /ЦНИИпроект Госстроя СССР - М., 1986. - Вып. № 15. - С. 10-17.

А7. Малиновская Е. В. Проблема оценки эффективности решений по совершенствованию проектно-сметного дела (постановка и пути решения) //Там же. - М., 1986. - Вып. № 15, - С. 17-25.

А8. Масленников Е. В. Методика и процедуры комплексирования концепций экспертов в социологическом исследовании: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. - М.: Издательство МГУ, 1986.

А9. Никаноров С. П., Малиновская Е. В. Вопросы методологии формирования концепции развития систем типа капитального строительства //Концепции развития строительства на долгосрочную перспективу (Методологические аспекты): Сб. науч. тр. /ЦНИИЭУС Госстроя СССР. - М., 1988. - С. 5-19.

А10. Никаноров С. П., Малиновская Е. В., Аламдарова М. Р. О новом методе обоснования и комплексной оценки предложений по развитию проектно-сметного дела в стране /ЦНИИЭУС Госстроя СССР. - М., 1988. - 180 с. - Деп. во ВНИИИС Госстроя СССР № 8101 (БУДР № 4, 1988).

А11. Малиновская Е. В. Обеспечение перехода от существующих форм организационного управления к концептуально спроектированным // Концептуальное проектирование систем организационного управления (КП СОУ) и его применение в капитальном строительстве: Сб. науч. тр. /ЦНИИЭУС Госстроя СССР. - М., 1989. - С. 61-74.

А12. Малиновская Е. В. Проблема формирования комплексных стратегий развития и метод её решения //Организация и управление строительством: Тез. докл. Рабочего совещания комиссии № 65 Междунар. Совета по науч. исслед. и обмену опытом в области строительства, Москва, 20-24 нояб. 1989 г. - М.: ЦНИИЭУС Госстроя СССР, 1989. - С. 51-53.

А13. Малиновская Е. В. Интеллектуальная поддержка деятельности в развивающихся предметных областях с несводимыми аспектами //Освоение и концептуальное пректирование интеллектуальных систем: Сб. тез. докл. и сообщ. науч. конф., Москва, - 21-27 апреля 1990 г. - М., 1990. - Ч. 1. - С. 26-29.

А14. Аламдарова М. Р. Технология выработки решений по развитию предметных областей с несводимыми аспектами //Там же. - М., 1990. - Ч. 2. - С. 92-95.

А15. Масленников Е. В. Метод интеграции концепций экспертов в социологическом исследовании (Выявление, оценка и обобщение эмпирического знания): Спецкурс. МГУ им. М.В.Ломоносова. - М.,: Изд-во Московского университета, 1992. - 88 с.

А16. Иванов А. Ю., Масленников Е. В., Никаноров М. С., Никаноров С. П. Генезология психосферы. Опыт создания прототипа теоретической психологии, удовлетворяющей современным критериям научности. Материалы к монографии. М.: 1992.

А17. Петров П. Если общество не научится использовать науку, то наука создаст общество, которое её устроит. //"Развитие". 1993.

Б. Отчеты по прикладным работам с испльзованием различных форм метода комплексирования частных концепций и системы КУРС.

Б1. Направления совершенствования организации и управления в капитальном энергетическом строительстве. Отчет по НИР. "Оргэнергострой" Минэнерго СССР. М., 1970.

Б2. Выбор направления совершенствования организации и управления в Минтяжстрое СССР. Отчет по НИР. ЦНИПИАСС Госстроя СССР. М., 1979.

Б3. Разработать целевую комплексную программу по дальнейшему совершенствованию организации, методологии и экономики проектирования и инженерных изысканий /ЦНИИпроект. - Шифр 11-2-1-3-82, - М., 1983.

Б4. Разработать целевую коплексную программу по дальнейшему совершенствованию методологии и экономики проектирования и инженерных изысканий /ЦНИИпроект. - Шифр 11-1-1-4-82. - М., 1983.

Б5. Разработать основные тенденции научно-технической политики совершенствования проектно-сметного дела /ЦНИИпроект. - Шифр 34-1-2-13-83. - М., 1983.

Б6. Разработать методические основы комплексного подхода к совершенствованию проектно-сметного дела /ЦНИИпроект. - Шифр 34-1-1-12-83. - М., 1984.

Б7. Целевая комплексная программа повышения уровня экономической и социальной эффективности капитальных вложений через проектирование (ЦКП) - Разработать концепцию развития проектно-сметного дела в стране до 2005 года (ЦКП обобщенного уровня) /ЦНИИпроект.- Шифр 34-1-1-21-84. Кн. 1. - М., 1984.

Б8. Целевая комплексная программа повышения уровня экономической и социальной эффективности капитальных вложений через проектирование (ЦКП) - Разработать концепцию развития проектно-сметного дела в стране до 2005года (ЦКП обобщенного уровня) /ЦНИИпроект.- Шифр 34-1-1-21-84. Кн. 2. - М., 1984.

Б9. Технико-экономический доклад с расчетами и обоснованиями к межведомственной схеме развития и размещения проектных и изыскательских организаций на период до 2000 года: Отчет по НИР /Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт по методологии, организации, экономике и автоматизации проектирования и инженерных изысканий (ЦНИИпроект). Шифр 34-2-1-23-84. - М., 1985.
Книга 6. Приложение 1 к книге 1. Основные тенденции, обоснования и направления создания ЦКП СП.
Книга 7. Приложение 2 к книге 1. Описание частных концепций.
Книга 8. Приложение 3 к книге 1. Правила и ограничения, принятые при формировании комплексной концепции.
Книга 9. Приложение 4 к книге 1. Промежуточные материалы обработки данных для формирования комплексной концепции.

Б10. Выбор и обоснование главных направлений совершенствования процессов выполнения проектных работ в крупной организации: Отчет по НИР /ЦНИИпроект. - Шифр 34-1-3-37-85 /364. - М., 1986.

Б11. Выбор и обоснование главных направлений совершенствования процессов выполнения проектных работ в крупной организации. Кн. 1. Методологические основы и метод формирования главных направлений совершенствования. Анкета для обследования сложившихся процессов проектирования /ЦНИИпроект. - Шифр 34-1-3-37-85 /364. № ГР 01860035820. Инв.№ 02860100808. - М., 1986.

Б12. Выбор и обоснование главных направлений совершенствования процессов выполнения проектных работ в крупной организации. Кн. 3. Главные направления совершенствования процессов процессов выполнения проектных работ /ЦНИИпроект Госстроя СССР. - Шифр 34-1-3-37-85. № ГР 01860035820. Инв.№ 02860100808. - М., 1986.

Б13. Система качественного анализа и оценки предложений и формирования локальных концепций совершенствования процессов выполнения проектных работ. Приложение 2. Документация на 1 вариант системы качественного анализа и оценки предложений и формирования локальных концепций совершенствования процессов выполнения проектных работ. /ЦНИИЭУС Госстроя СССР. - М., 1987. Т.1. Кн. 2. 62 с.

Б14. Разработка системы обоснования и комплексной оценки предложений по совершенствованию процессов проектирования ("КУРС- П") сложных объектов: Закл. отчет по НИР (в двух книгах). Шифр 1.1.Б.8. Х/д № 9/88/290. /Центральный научно-исследовательский институт экономики и управления строительством Госстроя СССР. - М., 1988. - Книга 1. - 96 с.

Б15. Разработка системы обоснования и комплексной оценки предложений по совершенствованию процессов проектирования ("КУРС- П") сложных объектов: Закл. отчет по НИР (в двух книгах). Шифр 1.1.Б.8. Х/д №9/88/290. /Центральный научно-исследовательский институт экономики и управления строительством Госстроя СССР. - М., 1988. - Книга 2. Приложение 2. Документация на систему обоснования и комплексной оценки предложений по совершенствованию процессов проектирования ("КУРС- П"). - 301 с.

Б16. Концепция гуманитаризации высшего негуманитарного образования в вузах РСФСР: Центр стратегического развития высшего образования как компонента интеллектуального потенциала России при Государственном комитете РСФСР по делам науки и высшей школы /Фонд "Гуманус" функционального отделения по обществоведению Международного фонда "Культурная инициатива". - М.,: 1990. - 145 с.

Б17. Концепция гуманитаризации образования Московского физико-технического института. Отчет по НИР /ВТК "СоФи" по договору от 20.12.91 с МФТИ. - М.,: 1991.

Б18. Проблемы развития Российского научного центра "Курчатовский институт" и рекомендации по выработке политики, направленной на их решение: Научно-технический отчет по теме "Развитие-КИ". Центр прикладных концептуальных исследований "Универсум". - М., 1993. - 49 с.

Литература

  1. Система управления разработками. Сводный отчет по разработке СУР. - Предприятие п/я 1323. - М., 1966. - 279 с.
  2. Никаноров С. П. Модель технической системы // Моделирование процессов управления: Сб. трудов/ Институт гидродинамики СО АН СССР. - Вып. 3. - Новосибирск: Наука, 1970. - С. 129-160.
  3. Формальное проектирование систем организационного управления: Ч.1 Проектирование систем управления разработками новой техники. Раздел 1. Основные модели (1-я редакция) /Оргэнергострой Минэнерго СССР. - М., 1971. - 61 с.
  4. Боулдинг К. Теория систем - скелет науки. Исследования по общей теории систем. - М.: Прогресс, 1969.
  5. Система автоматизированного проектирования систем организационного управления. Разработать технический проект: Отчет по НИР. Шифр 38-9. ЦНИПИАСС Госстроя СССР. М., 1978. - 30 с. (приложение 34 книги)
  6. Остапов А. В. Концептуальная схема развития идей (неопубликованная рукопись).
  7. Михеев В. В. Реконструкция частных концепций развития. Дипломная работа. МФТИ. Долгопрудный, 1993. - 55 с.
  8. Акофф Р., Эмери Ф. Целеустремленные системы. М.: Сов. радио 1979.
  9. Чернышев С. Б. "Смысл".

 
© МФТИ
© МЭРТ
© НП Аналитический центр "Концепт"
Сайт разработан:
"Golden CMF" ™ - 2energies ©

Издательство «Концепт» Москва 2004
Дата последней редакции: 16.10.2009

ГЛАВНАЯ   |   ПУБЛИКАЦИИ   |   РУБРИКАТОР   |    АВТОРСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ   |   О ЖУРНАЛЕ   |   УЧРЕДИТЕЛИ