Электронный Научно - Информационный Журнал Системное Управление. Проблемы и Решения
 

Россия - недоинновационная страна

Выпуск 7

Кучкаров З.А.

В 2001 году на встрече с членами президиума Российской академии наук Президент России заявил о необходимости перехода от сырьевой экономики к инновационной. Было впервые сказано, что необходимо создавать целостную национальную инновационную систему, с развитой инфраструктурой, рынком технологий и правовой охраной результатов интеллектуального труда.

Сама по себе тема не нова. Первые попытки создания национальной инновационной системы относятся еще к 60-м годам. Тогда попытки провалились из-за отсутствия необходимых управленческих технологий, которые к тому времени еще не были созданы. Однако идея создания инновационной системы не исчезла. Периодически отдельными реформаторами-добровольцами предпринимались попытки по реформированию сети научных учреждений и выработки нормативных документов в инновационной области. Эти попытки не носили систематический характер, так как выполнялись различными субъектами, обладающими различными взглядами и мнениями относительно инноваций. Единого органа, управляющего созданием инновационной системы и ответственного за инновационную политику государства, так и не было создано.

Нет единого субъекта, управляющего созданием инновационной системы

Не оправдавший возлагаемых на него надежд федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" показал, что создание инновационной системы требует наличия целей в области инноваций. В статье журнала "Эксперт"[1], посвященной законопроекту, говорится: "В отсутствие инновационной политики вряд ли возможно четко сформулировать, что же нам нужно от технико-внедренческих зон, а в отсутствие политики промышленной нам нечего сказать и о зонах промышленно-производственных".

К сожалению, все еще нет документа, закрепляющего основные национальные цели в области инноваций, увязанные с основными потребностями экономики страны. Существуют отдельные федеральные программы, в которых зафиксированы отдельные цели в области инноваций, приведены основные показатели и их целевые значения. Данные цели носят профильный характер, относящиеся к отдельным аспектам инновационной области, поэтому не могут являться основой инновационной политики государства.

Нет документа, закрепляющего основные национальные цели в области инноваций

Цели и показатели в программах так же едва ли могут быть пригодны для организации деятельности, направленной на достижение поставленного результата, так как не удовлетворяют элементарным требованиям программно-целевого планирования[2].

В федеральной целевой программе от 17 октября 2006 г. "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы" основная цель сформулирована как "развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации в целях реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации". Цель сформулирована не как образ желаемого состояния, а как описание не совсем понятного абстрактного действия. После реализации программы невозможно будет однозначно сказать: а была ли достигнута цель?

То же самое можно сказать и о показателях в программах. Размытость и неясность формулировок отдельных показателей делает невозможным однозначное их измерение[3]. Говоря на языке программно-целевого планирования, цели и показатели не удовлетворяют критерию измеримости. Бессмысленно вводить показатели, которые невозможно измерить. Так же бессмысленно ставить "размытые", абстрактные цели, так как будет непонятно, что делать для их достижения.

Сформулированные цели и показатели не являются измеримыми, достижимыми и возможными

Трудно быть лидером сразу по всем направлениям научно-технического прогресса. Это потребует вовлечения больших объемов ресурсов, которыми государство не обладает. Необходимо выбрать несколько основных направлений научно-технического прогресса с учетом существующего задела страны в области науки и техники, потребностей экономики, перспективности направлений и т.п. По отобранным направлениям необходимо поставить цели и разработать мероприятия для их достижения.

В Китае, например, выбрано всего 11 направлений научно-технического прогресса. По данным направлениям поставлена цель: выйти на мировой уровень. По 3-5 позициям каждого направления поставлена цель: стать мировым лидером.

В России так же выбрано несколько приоритетных направлений научно-технического прогресса (НТП), которые закреплены в законе "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" от 30 марта 2002 года. К сожалению, для выделенных направлений НТП не поставлены цели. А без целей едва ли возможно однозначно поставить задачи для конкретных научно-исследовательских работ.

Для выбранных направлений развития НТП не поставлены цели

Цели возникают как ответ на существующие проблемы производства, инфраструктуры, как ответ на существующие угрозы, вызовы, или как способ реализации интересов государства. Цели в конкретных направлениях НТП ставятся как решения существующих в них научно-технических проблем. В конечном итоге, инновация - это внедренное решение научно-технической проблемы.

К сожалению, в России не определены приоритетные проблемы НТП, решение которых устраняет существующие проблемы в производстве, транспорте, военной отрасли и т.д., уменьшает угрозы и реализует интересы. Это делает невозможным постановку целей в рамках приоритетных направлений НТП.

Не определены приоритетные проблемы НТП

Переход от сырьевой экономики к инновационной требует наличия высококвалифицированных специалистов в области создания и внедрения инноваций. В настоящее время, российские ВУЗы соответствуют старой системе подготовки кадров, которая оказывается неадекватной в новых условиях. Учебные заведения не готовят специалистов-инноваторов для создания и реализации инновационных проектов.

ВУЗы не готовят специалистов для инновационной деятельности

В Китае основным критерием оценки институтов является реализация ими инновационных проектов. Передовые институты, реализовавшие больше всего инновационных проектов, получают дополнительное финансирование. Дополнительное финансирование формируется за счет урезания финансирования отстающих ВУЗов.

В России деятельность ВУЗов зачастую не связана с созданием инноваций, так как финансирование учреждения не зависит от ведущейся им инновационной деятельности. Кроме того, деятельность ВУЗов вообще не оценивается с точки зрения реализуемых инновационных проектов.

ВУЗы не готовят специалистов для инновационной деятельности

ИТОГИ

Существует ряд принципиальных условий, выполнение которых обязательно для создания инновационного государства. В настоящее время не все из этих условий выполняются. В России все еще нет единого органа, ответственного за инновационную политику страны и осуществляющего управлением создания инновационной системы. В инновационной сфере не поставлены цели, не определены приоритетные проблемы НТП. ВУЗы не готовят специалистов для инновационной деятельности, кроме того, их деятельность не связана с реализацией инновационных проектов.

И хотя в России сделано уже много для перехода на инновационную экономику, сделанного все еще не достаточно для создания инновационного государства.

Ссылки

1. Статья "Зона особого внимания", Эксперт №6, 14 февраля 2005

2. В программно-целевом планировании цели должны удовлетворять трем критериям: измеримость, достижимость и возможность.

3. Измеримость цели означает, что существуют критерии, по которым можно однозначно сказать, была ли достигнута цель. Достижимость цели означает, что достижение цели не противоречит объективным законам природы или общества. Например, цель создания вечного двигателя не удовлетворяет критерию достижимости, так как противоречит закону сохранения энергии. Возможность цели означает, что субъект, поставивший цель, обладает достаточными ресурсами и полномочиями для достижения цели. Например, для обычного человека цель запустить искусственный спутник Земли не является возможной. Для этого ему бы потребовались специализированные НИИ, конструкторские бюро, космодром, неограниченные финансовые ресурсы и разрешение правительства.

 
© МФТИ
© МЭРТ
© НП Аналитический центр "Концепт"
Сайт разработан:
"Golden CMF" ™ - 2energies ©

Издательство «Концепт» Москва 2004
Дата последней редакции: 16.10.2009

ГЛАВНАЯ   |   ПУБЛИКАЦИИ   |   РУБРИКАТОР   |    АВТОРСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ   |   О ЖУРНАЛЕ   |   УЧРЕДИТЕЛИ